Зачем развивать критическое мышление? (IKRA)

/ / Зачем развивать критическое мышление? (IKRA)

Современные работодатели все чаще сетуют на то, что молодых специалистов из любой индустрии не готовят к реальной рабочей жизни: они не хотят или вовсе не умеют самостоятельно решать задачи и сопоставлять факты. Критическое мышление — то, что может спасти эту ситуацию.

ИКРА поговорила с директором ECLAB Александром Адамянцем и руководительницей концентрации «Современное общество, этика и политика» ECLAB Ольгой Шпарагой, а также HR компании EffectiveSoft Екатериной Зимич о том, почему нам всем так важно мыслить критически.

 Что такое критическое мышление?

Это система суждений или способы обращения с информацией, которые помогут вам правильно оценить чужие утверждения и аргументированно отстоять свою позицию.

Какие его основные принципы и базисы?
Находить слабые места в чужих и в собственных аргументах, работать с понятиями, четко и обоснованно выражать свои мысли.

 


— Почему нас не учат критическому мышлению?

Отвечают Александр Адамянц (далее А.А.) и Ольга Шпарага (далее О.Ш.)А.А. Потому что система не ставит перед собой цели формировать активного и самостоятельного человека. Есть ровно противоположная цель: сделать из человека послушного гражданина/исполнителя/работника.

О.Ш. Критическое мышление предполагает, что любые авторитеты могут быть подвергнуты сомнению. Что с любым начальником или коллегой можно не согласиться. Но ведь для того, чтобы изобретать новое, чтобы в голову приходили новые идеи и решения, нужно спорить, обсуждать и уметь делать это, не оскорбляя собеседников.

 

— Отчего сейчас так остро сформировалась потребность в критически мыслящих специалистах?

А.А. Мне кажется, во многом потому, что мир изменился. Сейчас нужны новые принципы и правила, которые работают совершенно иначе. Критическое мышление — это тот тип мышления, который как раз позволяет дистанцироваться от каких-то стереотипов и шаблонов. На практике это применить не всегда получается.
О.Ш. Хорошо дела обстоят на «альтернативных» площадках (креативный бизнес, хабы, частные учреждения образования). Новым сферам нужно работать по-новому, и простым воспроизводством старых идей тут не обойтись. Одной из таких эффективных площадок являются корпоративные воркшопы ИКРЫ.

 

— Будет ли формироваться запрос к «альтернативным» знаниям у специалистов более старшего возраста? Возможно ли их переучить мыслить не догматически, а критически?
А.А. Безусловно, в этом возрасте сложнее менять свою жизнь, чем в юности. Здесь главное, чтобы у человека сформировалось понимание, что учиться необходимо в любое время. И я уверен, что совсем скоро такое понимание будет охватывать все больше возрастных групп, ведь возможности человеческого мозга не ограничены.
— Как научиться мыслить критически вне образовательного контекста? Можно ли сделать это самостоятельно?
О.Ш. Первое — нащупать в себе беспокойство по поводу тех или иных вопросов. А после — дать ему набрать силы. По поводу самостоятельности — здесь, скорее, все-таки нужно искать свое коммьюнити. Людей, чье мнение по поводу различных вещей может отличаться от вашего, но которые хотят и способны его с вами обсуждать. Самые лучшие идеи и решения рождаются в результате совместной работы, в которой есть доверие друг другу, способность разделять общие цели, не отрицая различия в ценностях.

А.А. Если какая-то тема порождает в вас злость, неприятие и даже агрессию — это, скорее всего, признак неосознанных стереотипов, которые требуют критического взгляда на самого себя. И это труднее всего — посмотреть на себя со стороны, пересмотреть свои убеждения и отказаться от своих предрассудков. Это помогает решать не только индивидуальные, но и социальные, политические и экономические проблемы.

— Получается, сейчас компании ищут не столько исполнителей, сколько в хорошем смысле радикалов? 

А.А. Передовые компании осознали, что прежние иерархические структуры перестали быть эффективными, так как не успевают угнаться за стремительными изменениями в мире. Компаниям нужны творческие, а значит независимые и критически мыслящие люди, которые будут быстро реагировать на возникающие вызовы, особенно в технологической сфере. На наших глазах рухнули такие гиганты, как Yahoo! и Blackberry. Это произошло потому, что в какой-то момент топ менеджмент перестал чувствовать те сдвиги, которые непрерывно происходят в развитии технологий. Для того, чтобы быть впереди, нужно постоянно мониторить ситуацию, реагируя на незначительные признаки нового. Нужно постоянно критически оценивать самого себя, свою стратегию и свои цели. Иначе даже маленький стартап сможет вытеснить многомиллиардную компанию с рынка.
— Исходя из запросов в обществе появляются какие-то тенденции. Мне кажется, критическое мышление как раз становится сейчас «чем-то модным». Как вы считаете, насколько это хорошо или плохо? 
А.А. Это хорошо и плохо одновременно. Хорошо потому, что приходит понимание, что критическое мышление — это то, что дает возможность оставаться на острие современности. Но опасность состоит в том, что любую, даже самую прекрасную идею, можно испортить, если нет внутренней критической установки. Критическое мышление — это не нигилизм, не отрицание всего. Напротив, критическое мышление помогает устанавливать правила и признавать авторитеты, но оно всегда помнит, что эти правила могут измениться, а авторитеты быть обесценены под давлением новых обстоятельств.
— Как проверить наличие критического мышления?
О.Ш. Стоит спросить человека о том, что его будоражит. Какая тема вызывает в нем беспокойство. И если он не побоится обнаружить себя растерянным, обсудить свои мысли с другими, не воинственно, а спокойно разбираясь в вопросе, то это будет хороший признак. «У меня есть вот такое мнение, но, возможно, я не прав». Были же «мэтры подозрения» — Маркс, Фрейд и Ницше, благодаря которым и появилась эта идея: ко всем истинам нужно относиться подозрительно, не становясь при этом полным скептиком. И с трибуны критическому мышлению научить нельзя — это стиль жизни.

А.А. Нельзя все отрицать так же, как нельзя все принимать на веру. Здесь очень тонкая грань. Поэтому критическое мышление — очень сложная для исполнения вещь. Поскольку оно требует осознания своих своих внутренних побуждений, мотивов и предрассудков, также как спокойствия и ответственности.

— По данным рекрутингового сайта Indeed.com, работодатели еще с 2009-го года требуют от соискателей критического мышления. Почему на нашем рынке активный спрос на него рождается только сейчас?

Отвечает Екатерина Зимич, HR EffectiveSoft (далее Е.З.)

Е.З. Дело в том, что работодатели только недавно, в условиях кризиса и жесткой конкуренции, осознали, что в качестве сотрудников им нужны не просто исполнители, а люди, способные думать. Думать нестандартно, дальновидно, а также анализировать и делать правильные выводы.

— Чем это полезно для компаний и лично для сотрудника?
Е.З. Компания получает компетентного управленца или самостоятельного сотрудника, который сможет грамотно организовать работу, расставить приоритеты, выполнить поставленные задачи.
— Не угрожают ли критически мыслящие люди нарушить статус-кво, сложившийся в компаниях?
Е.З. Даже если и так — это будет оправданная угроза. Так как только критически мыслящие люди способны создавать успешные проекты/продукты, правильно управлять командой.

— Почему данный тип мышления важен для IT-компаний?

 Е.З. Критическое мышление тесно связано с успешностью решения профессиональных задач IT-специалиста. Каждый разработчик уровня Middle и выше должен обладать навыком критического мышления. При написании кода нужно варьировать подходы и стратегии в решении той или иной задачи.

Директор по рекрутингу в компании EY (США) Дэн Блэк определяет критическое мышление как «способность работать с информацией, накапливать ее, анализировать и обобщать, чтобы делать взвешенные предположения и принимать выверенные решения». А значит, что данный навык безусловно нужен или даже необходим для соискателей и работников любой сферы.

Источник: IKRA