Технический директор EffectiveSoft Олег Янович ответил на вопросы выпускников БГУ

/ / Технический директор EffectiveSoft Олег Янович ответил на вопросы выпускников БГУ

Технический директор нашей компании Олег Янович стал участником необычного интервью. Вопросы специалисту задавали серебряные призеры чемпионата мира по программированию (ACM ICPC 2013). Выпускники факультета прикладной математики и информатики БГУ Роман Удовиченко, Сергей Жгировский и Андрей Малевич временно сменили профессию и попробовали себя в роли журналистов. Ребят интересовала специфика работы одной из ведущих аутсорсинговых компаний Беларуси, т.е. EffectiveSoft. И наш технический директор дал развернутые ответы по поводу развития компании – рассказал о первом проекте EffectiveSoft, поиске заказчиков, собственных разработках компании и о своем профессиональном опыте.

— Как возникла компания EffectiveSoft?

Олег Янович:

— Основу компании заложил наш коммерческий директор Александр Иванович Кирковский. В свое время он довольно долго работал в США, где обзавелся деловыми контактами и бесценным опытом. Позже у него оформилась идея основать компанию в Беларуси. Первый проект EffectiveSoft делала, для кого вы думаете? — для китайцев! Бурно развивающейся стране требовалось приложение, помогающее инженерам-изобретателям. Создаваемый софт строился на основе теории решения изобретательских задач (сокращенно – ТРИЗ). Это был очень большой и сложный проект. Было задействовано 30 программистов, несколько десятков экспертов. В рамках проекта создавалась мультимедийная база знаний, основанная на более, чем 12 тысячах запатентованных технических решений. Мы пригласили ученых из отечественных ВУЗов, которые помогали нам «строить» эту самую базу знаний. Совместно с учеными работала группа дизайнеров, которая разрабатывала анимированные иллюстрации, ставшие самой важной и эффектной частью базы знаний. Было выпущено три версии. Масштабность и фундаментальность созданного комплексного продукта характеризует то, что он был признан стратегическим ресурсом Китайской республики и сейчас строго охраняется наряду с прочими национальными секретами Китая.

— Что стало с EffectiveSoft после окончания проекта?

— Компания быстро перестроилась. Заблаговременно были приглашены менеджеры с опытом работы в аутсорсинге. Мы наняли специалистов по продажам, занялись рекламой и стали искать новых партнеров по всему миру.

— А кто сейчас – ваши заказчики?

— Больше половины заказчиков – из Америки. Остальные проекты мы делаем для Европы. Встречаются и экзотические клиенты: например, из Австралии и Новой Зеландии. Было дело, работали и на африканские страны, но это мелкие проекты, которые быстро прошли и забылись. У EffectiveSoft есть достаточное количество стратегических партнеров, с которыми компания сотрудничает более трех лет. Это позволяет нам чувствовать себя уверенно. Огромные проекты (как с нашим первым китайским заказчиком) — это большой риск для компании. В случае их закрытия большая часть сотрудников попадает под сокращение, а мы не хотим терять свою профессиональную команду. Поэтому основная масса наших проектов не столь велика и масштабна: над одним работает не более 10 разработчиков. Если заказчик решает прекратить сотрудничество с EffectiveSoft, – мы быстро можем переориентировать людей на другие проекты. Всего же в EffectiveSoft трудится более 250 сотрудников.

— Заказчики сами приходят в EffectiveSoft с предложениями или компания их ищет?

— Нет какого-то одного пути, по которому к нам приходят заказчики. Конечно же, лучше всего работает хорошая репутация и рекомендации от тех клиентов, с кем у нас установились долгосрочные отношения. Часто нас буквально «передают» из рук в руки, рекомендуя наши услуги своим друзьям и деловым партнерам. Но мы не сидим и не ждем, когда в нашу дверь постучится очередной клиент. Отдел продаж днем и ночью ищет нам новых заказчиков. Мы размещаем рекламу, задействуем социальные сети.

— На чем специализируется компания?

— Основные направления — .NET, Java, PHP. Также мы прочно закрепились на рынке мобильных разработок. Делаем собственные некоммерческие приложения в рекламных целях. Они нужны для портфолио, так как некоторые заказчики настаивают на конфиденциальности и запрещают нам говорить о том, что именно мы разрабатывали для них то или иное приложение.

В тоже время иногда мы вынуждены отказывать заказчикам. Бывают ситуации, когда требуется специфический опыт или особый специалист, которого нет в нашем штате. Тогда мы честно признаемся, что это вне нашей компетенции и отказываться от проекта. Репутация дороже. Заказчики ценят такую честность и часто обращаются к нам повторно, уже с другими задачами.

— Разрабатывает ли EffectiveSoft собственные проекты?

— Да, у компании есть свой проект. Целая продуктовая линейка. Руководит этим направлением лично наш основатель — Александр Иванович. Целый отдел занимается исследованиями и разработкой в области анализа естественного языка. Говоря проще – мы пытаемся научить компьютеры понимать смысл текстовой информации.

— Посоветуйте: как стать ценным специалистом?

— У меня нет универсального рецепта. В EffectiveSoft работает много уникальных и востребованных специалистов. Одни – «универсальная гвардия». Они участвовали в разных проектах, изучали разные технологии – получили очень хороший опыт. Их ценность в том, что они могут быстро и грамотно построить архитектуру приложения, при этом средство реализации для них не имеет значения.

Другие – узкопрофильные специалисты. Это те люди, которые на протяжении нескольких лет работают с одной и той же технологией или бизнес-доменом. Они – эксперты в своей области, и в этом их главная ценность. Их опыт помогает в разы быстрее решать задачи, но только в какой-то одной сфере.

Кто-то долго и успешно работает, например с финансовыми решениями. Он со временем становится незаменимым специалистом именно в этих вопросах.

Отдельная категория – руководители групп (тимлиды). Им вовсе необязательно знать много фреймворков. Эти знания не добавляют лидерских качеств. Чтобы повести за собой команду, у тебя должны быть твердый характер и сильная харизма.

На мой взгляд, нужно просто тяжело работать – to work hard, как говорят в Америке. Например, мой рост от разработчика баз данных до проектного менеджера занял около трех лет.

— А Как Вы попали в EffectiveSoft?

— Я окончил БНТУ в 2000 году, а работать начал еще в 1998-м. В те времена профессия программиста была не настолько популярна и востребована. Аутсорсинг зарождался. Ажиотажа на рынке труда не было, и компании подбирали себе сотрудников очень щепетильно. Я устроился в фирму, которая делала проекты по автоматизации работы белорусских предприятий. Среди них – бухгалтерский учет, складской учет, банковские операции. Первая заработная плата составила 50 долларов. В следующем месяце мне ее повысили на 50% (улыбаясь). В те времена и в мои 20 лет это было уже что-то. Мне просто нравилось работать. Я жил программированием! Мог работать по 12-14 часов в сутки! Это же так здорово: ты что-то делаешь своими руками – и оно функционирует! Я углубился в базы данных и перешел в EffectiveSoft.

Работаю в EffectiveSoft практически со времен ее основания — с 2004 года. Постепенно приобщился к технологии .NET, возглавил и успешно завершил несколько проектов перед тем, как быть назначенным на должность технического директора. На новом месте работы стать высококвалифицированным специалистом: помогла так называемая «бразильская система обучения плаванию» (это когда бросают в реку с крокодилами: если выплыл – значит, молодец, не выплыл – значит, не научился).